Асфальтобетонная или асфальтовая смесь – основной строительный материал при возведении подавляющего большинства дорожных покрытий. Сегодня существует множество видов асфальта, все они различаются по составу и техническим характеристикам.

Асфальт позволяет создать практически идеальное дорожное покрытие. Расход топлива на нем минимален, уровень шума – тоже. Покрытие способно выдерживать существенные механические нагрузки на протяжении долгого времени. В современном дорожном строительстве асфальт используется повсеместно.

Различия в составе

Требования к качеству асфальтового покрытия возрастают с течением времени. Это в первую очередь отражается на составе смеси. Изменяются и сами компоненты, и их соотношение. К основным компонентам относят следующие.

  1. Щебень или гравий. Выступает в качестве заполнителя. Это чрезвычайно прочные материалы, формирующие своеобразный каркас дорожного покрытия. Такой заполнитель в обязательном порядке используется при возведении дорог с повышенной транспортной нагрузкой.
  2. Песок. Является мелкофракционным наполнителем в асфальтовой или асфальтобетонной смеси. Основная задача песка – равномерное распределение нагрузки с покрытия на грунт. Для возведения дорожного покрытия чаще всего применяется искусственный песок, изготовленный посредством дробления горной породы.
  3. Минеральный наполнитель. При создании асфальтированной дороги неизбежно образуются некоторые пустоты. Чтобы заполнить их и улучшить качество покрытия, используются специальные наполнители. В результате дорога сможет переносить еще большие нагрузки. В качестве этого компонента широко используется мел, песчаник и известняк. Фракция материала очень мелкая, пылеобразная.
  4. Битум. Представляет собой связующее вещество, выполняющее сразу несколько функций. При укладки покрытия битум придает вмеси необходимую вязкость и текучесть, что удобно в процессе строительства. В дальнейшем битум обеспечивает надежную связку компонентов и придает дороге упругости. Таким образом, повышается износостойкость и прочность покрытия.

Асфальт делится на несколько видов в соответствии с соотношением компонентов. Каждый из этих видов востребован в той или иной области: при укладке автомобильных трасс, пешеходных дорожек, кровли, полов и др. Перечислим эти виды.

  1. Песчаный. Наиболее востребован при укладке пешеходных дорожек.
  2. Сульфированный. Применяется в бурении.
  3. Крупнозернистый. В качестве основного наполнителя используется щебень диаметром до 40 мм. Применяется для создания нижнего слоя дорожного полотна.
  4. Мелкозернистый. Основным наполнителем здесь выступает щебень фракции до 20 мм. Используется для создания верхнего слоя дорожного полотна, а также для ремонта покрытия.
  5. Вторичный. После демонтажа старого асфальтового покрытия остается полезный материалы, который также можно использовать для строительства дороги. Основным компонентом такого покрытия является асфальтовая крошка.
  6. Цветной. В настоящее время при строительстве дорог могут использоваться красящие пигменты. Из окрашенного асфальта создают особые элементы дорог использующиеся как знаки для водителей.

Сегодня вы можете приобрести жидкую и сухую асфальтовую смесь. Сухой асфальт упаковывается в пластиковые мешки, используется главным образом для мелкого ремонта. Жидкие смеси используются для горячей и холодной укладки асфальтового покрытия. Также жидкая смесь нашла свое применение в кровельных работах и обустройстве полов.

Особенности укладки

Асфальт подразделяется на горячий и холодный, что определяется температурой смеси в процессе укладки. Оба нашли широкое применение в современном дорожном строительстве и ремонте.

Холодный

Чаще всего используется для ремонта дорог. Чтобы обновить покрытие, заделать трещину или яму, рабочие устраняют загрязнения, обрабатывают края и засыпают смесь. Остается утрамбовать и посыпать цементной пылью, чтобы в первое время смесь не прилипала к колесам. Пользоваться такой смесью можно даже в холодное время года, а для применения не понадобится мощная спецтехника, все работы выполняются вручную. Вместе с тем прочность такого асфальта невысока, и он часто используется для срочного ремонта.

Горячий

Традиционный асфальт, используемый в большинстве случаев. Обладает сравнительно высокой прочностью, для укладки требуется спецтехника. Будущее покрытие формируется разогретой до 120°С смесью, спрессовывается тяжелыми катками. Отдельно стоит рассмотреть литой асфальт, который имеет еще большую температуру. Он еще прочнее, широко распространен в Европе, однако в России используется редко из-за высокой стоимости.