Асфальтобетонная или асфальтовая смесь – основной строительный материал при возведении подавляющего большинства дорожных покрытий. Сегодня существует множество видов асфальта, все они различаются по составу и техническим характеристикам.
Асфальт позволяет создать практически идеальное дорожное покрытие. Расход топлива на нем минимален, уровень шума – тоже. Покрытие способно выдерживать существенные механические нагрузки на протяжении долгого времени. В современном дорожном строительстве асфальт используется повсеместно.
Различия в составе
Требования к качеству асфальтового покрытия возрастают с течением времени. Это в первую очередь отражается на составе смеси. Изменяются и сами компоненты, и их соотношение. К основным компонентам относят следующие.
- Щебень или гравий. Выступает в качестве заполнителя. Это чрезвычайно прочные материалы, формирующие своеобразный каркас дорожного покрытия. Такой заполнитель в обязательном порядке используется при возведении дорог с повышенной транспортной нагрузкой.
- Песок. Является мелкофракционным наполнителем в асфальтовой или асфальтобетонной смеси. Основная задача песка – равномерное распределение нагрузки с покрытия на грунт. Для возведения дорожного покрытия чаще всего применяется искусственный песок, изготовленный посредством дробления горной породы.
- Минеральный наполнитель. При создании асфальтированной дороги неизбежно образуются некоторые пустоты. Чтобы заполнить их и улучшить качество покрытия, используются специальные наполнители. В результате дорога сможет переносить еще большие нагрузки. В качестве этого компонента широко используется мел, песчаник и известняк. Фракция материала очень мелкая, пылеобразная.
- Битум. Представляет собой связующее вещество, выполняющее сразу несколько функций. При укладки покрытия битум придает вмеси необходимую вязкость и текучесть, что удобно в процессе строительства. В дальнейшем битум обеспечивает надежную связку компонентов и придает дороге упругости. Таким образом, повышается износостойкость и прочность покрытия.
Асфальт делится на несколько видов в соответствии с соотношением компонентов. Каждый из этих видов востребован в той или иной области: при укладке автомобильных трасс, пешеходных дорожек, кровли, полов и др. Перечислим эти виды.
- Песчаный. Наиболее востребован при укладке пешеходных дорожек.
- Сульфированный. Применяется в бурении.
- Крупнозернистый. В качестве основного наполнителя используется щебень диаметром до 40 мм. Применяется для создания нижнего слоя дорожного полотна.
- Мелкозернистый. Основным наполнителем здесь выступает щебень фракции до 20 мм. Используется для создания верхнего слоя дорожного полотна, а также для ремонта покрытия.
- Вторичный. После демонтажа старого асфальтового покрытия остается полезный материалы, который также можно использовать для строительства дороги. Основным компонентом такого покрытия является асфальтовая крошка.
- Цветной. В настоящее время при строительстве дорог могут использоваться красящие пигменты. Из окрашенного асфальта создают особые элементы дорог использующиеся как знаки для водителей.
Сегодня вы можете приобрести жидкую и сухую асфальтовую смесь. Сухой асфальт упаковывается в пластиковые мешки, используется главным образом для мелкого ремонта. Жидкие смеси используются для горячей и холодной укладки асфальтового покрытия. Также жидкая смесь нашла свое применение в кровельных работах и обустройстве полов.
Особенности укладки
Асфальт подразделяется на горячий и холодный, что определяется температурой смеси в процессе укладки. Оба нашли широкое применение в современном дорожном строительстве и ремонте.
Холодный
Чаще всего используется для ремонта дорог. Чтобы обновить покрытие, заделать трещину или яму, рабочие устраняют загрязнения, обрабатывают края и засыпают смесь. Остается утрамбовать и посыпать цементной пылью, чтобы в первое время смесь не прилипала к колесам. Пользоваться такой смесью можно даже в холодное время года, а для применения не понадобится мощная спецтехника, все работы выполняются вручную. Вместе с тем прочность такого асфальта невысока, и он часто используется для срочного ремонта.
Горячий
Традиционный асфальт, используемый в большинстве случаев. Обладает сравнительно высокой прочностью, для укладки требуется спецтехника. Будущее покрытие формируется разогретой до 120°С смесью, спрессовывается тяжелыми катками. Отдельно стоит рассмотреть литой асфальт, который имеет еще большую температуру. Он еще прочнее, широко распространен в Европе, однако в России используется редко из-за высокой стоимости.