Асфальт окружает городского жителя повсюду: дороги, тротуары, ограждения, площадки — детские, спортивные, промышленного назначения, скоростные кольцевые трассы. Для всего перечисленного требуется асфальт, материал, который славится прочностью, упругостью и даже красотой, потому что покрытие, сделанное из него, получается гладким и в дождь приятно для глаза блестит.
Сегодня дорожные строители пользуются двумя видами асфальтирования, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. При горячем асфальтировании используют смесь на основе вязких нефтяных битумов, при холодном — жидкий битум, застывающий сразу после того, как испарятся углеводородные соединения.
Несмотря на то, что процесс укладки со стороны кажется легким, на самом деле он таким не является. От профессионализма технологов и мастерства дорожных рабочих зависит качество покрытия. Несоблюдение технологии и грубые нарушения обязательно приведут к необходимости ремонта. По этой причине бригада должна четко придерживаться технологических нюансов.

Холодное асфальтирование

Так называемый холодный асфальт — это микс из жидкого битума, песка, щебня маленьких фракций. Для улучшений характеристик сюда добавляются также растворители и пластификаторы. Иногда производитель меняет состав асфальта, чтобы увеличить или уменьшить показатели прочности. То есть тот асфальт, который применяют для шоссейных дорог по своим качествам будет несколько отличаться от асфальта, предназначенного для садовых дорожек.
Технология укладки при холодном асфальтировании включает несколько важных этапов:
⦁ на обозначенном отрезке вынимают часть грунт, создавая углубление;
⦁ получившуюся нишу трамбуют при помощи ручных инструментов;
⦁ засыпают нишу песком, трамбуют его, затем засыпают щебенку;
⦁ щебень проливают битумной эмульсией;
⦁ укладывают асфальт.
В некоторых случаях в самый низ этого «пирога» и после каждого технологического слоя укладывают геотекстиль или геосетку. Обычно к такому способу прибегают при строении автомобильных дорог с интенсивной нагрузкой. Сетка помогает равномерно распределять эту нагрузку. Садовые дорожки и площадки скорее всего большой нагрузки испытывать не будут, так что здесь этап с геотекстилем можно пропустить.
Как правило, на крупных объектах при укладке рабочие применяют тяжелый спецтранспорт — катки, асфальтоукладчики и грейдеры. Если объект не велик, можно обойтись виброплитой или каким-нибудь нехитрым инструментом, который легко соорудить из подручных средств.
При дачном асфальтировании технология укладки остается практически неизменной: снимается верхняя часть грунта с предварительно размеченной территории, растительность и корни удаляются, в противном случае из-за корней асфальт может впоследствии деформироваться и потребовать ремонта.
Грунтовый котлован засыпается песком и щебнем, при этом важно следить, чтобы щебень крупной фракции был уложен в нижнюю часть котлована, а мелкая щебенка его покрывала. Для обозначения границ покрытия нужно установить бортовые камни. Бордюр предотвратит преждевременное разрушение покрытия и придаст ему аккуратный завершенный вид. Венчает песчано-щебеночную подушку собственно сам асфальт.

Горячее асфальтирование

Горячий асфальт обладает превосходными свойствами: он очень прочен, отлично сопротивляется износу, а потому долго служит. Помимо этого, его ценят за высокий уровень влагоустойчивости, гладкую поверхность, относительно небольшую стоимость и за то обстоятельство, что он легко ремонтируется.
Температура горячего асфальта при укладке составляет около 130 градусов. Если этот асфальт предварительно не разогревать, то вязкий битум, составляющий его основу, потеряет свои замечательные характеристики, что в результате приведет к существенному уменьшению прочности полотна.
Технология укладки включает комплексные геодезические исследования, подготовку местности, укладку геотекстиля, отсыпку песка, установку георешеток, отсыпку щебня и, естественно, укладку асфальта. На всех этапах активное участие принимает спецтехника. Уплотнению и утрамбовке материалов уделяется особое внимание: от тщательности проведения этих работ напрямую зависит, будет ли полотно ровным, гладким и долговечным.
Очень важно рассчитать толщину слоя асфальта. Для каждого объекта он будет разным:
⦁ на трассах, шоссе, развязках с постоянным движением толщина составит 30 см, иногда этот показатель даже увеличивают;
⦁ для дорог, по которым часто движется многотонный транспорт, достаточно около 20 см;
⦁ дороги, где проезжают преимущественно легковые автомобили, нуждаются в слое толщиной 12 см;
⦁ для стоянок, придомовых территорий, подъездных путей достаточно 6 см;
⦁ по тротуарам и садовым дорожкам ходят только люди, так что и слой здесь будет невелик — всего 3 см.
Необходимо понимать, что при горячем асфальтировании могут использоваться различные асфальтовые составы. Если планируется строить автомагистраль, применяют щебеночно-мастичную смесь, гравийная смесь подходит для нагрузок средней тяжести, а песчаная асфальтовая смесь создана исключительно для пешеходных дорожек.

В чем разница между холодным и горячим асфальтированием

Заниматься горячим асфальтированием можно только в летнее время года. Это связано с тем, что при минусовых температурах подогретый до нужного состояния асфальт мгновенно остывает, не проявляя достаточной адгезии, а впоследствии такое полотно быстро растрескается. Холодный асфальт кладут и зимой, и летом.
Однако горячее асфальтирование применяется чаще, поскольку является менее затратным предприятием. Различаются эти виды асфальтов и по составу. У холодного в составе преобладает жидкий битум; по мере того, как испаряются углеводородные соединения, покрытие становится все прочнее и прочнее. А горячий асфальт твердеет по мере остывания.
Холодный нельзя использовать для ремонта, горячий — можно. Еще одно важное свойство холодного асфальта состоит в том, что его можно длительное время хранить на складах. Горячую же асфальтобетонную смесь необходимо использовать в течение короткого отрезка времени.