Думаю, многим из нас знакома такая ситуация, когда на улице идет дождь или мокрый снег, а дорожные работники укладывают асфальт. Подобная ситуация вызывает у людей возмущение. Кто-то начинает говорить про отмывание денег из бюджета, а кто-то говорит про грубейшие нарушения технологии укладки асфальта. Любой автомобилист с уверенностью скажет вам, что проводить дорожные работы в дождь это плохо, так как это приведет к быстрому разрушению асфальта.
Если это на самом деле так плохо, тогда почему дорожники в нашей стране практически во всех регионах укладывают асфальт в дождливую погоду. Неужели они грубо нарушают технологию укладки, а на качество наших дорог им вовсе наплевать? Или все-таки проводить дорожные работы в дождь можно?

Почему дорожное покрытие разрушается

Существует несколько основных причин, по которым асфальт может быть некачественным и разрушаться со временем:
⦁ Одной из главных причин разрушения дорог в нашей стране является неправильная эксплуатация дорог. У нас нет специальных дорог для тяжелых большегрузных автомобилей, поэтому им приходится ездить по обычным городским дорогам, что приводит к их быстрому разрушению;
⦁ Следующая причина кроется в неправильной укладке асфальта. В целях экономии уменьшают расход битумной эмульсии, что приводит к быстрому появлению трещин и достаточно глубоких выбоин;
⦁ Применяется асфальт низкого качества, в результате чего отсутствует надежное сцепление верхнего слоя со старым покрытием;
⦁ Экономия на строительных материалах для дорожных работ. Для укладки необходимо использовать щебень соответствующей фракции, но в целях экономии, его нередко заменяют битым кирпичом и другими камнями. Это приводит к проседанию некоторых участков дорожного полотна;
⦁ Не соблюдается технология укладки. Слишком маленькая толщина основания или верхнего слоя дорожного полотна может привести к его скорейшему разрушению;
⦁ Если между слоями асфальта будет вода, то это тоже скажется на общем качестве дорожного покрытия.
Получается, что именно человеческий фактор оказывает влияние на качество будущего дорожного полотна. Если к дорожным работам подойти ответственно, и соблюдать правильную технологию укладки, то асфальт будет качественным и долговечным.
С 2011 года у нас в стране вступили в силу новые правила. Раньше восстановительные дорожные работы проводились раз в семь лет, теперь же дорожные работы должны проводиться раз в три года. Теперь у каждого дорожного полотна есть свой паспорт, неважно обычная городская дорога это или автомагистраль федерального масштаба. В паспорте указывается вся информация о качестве каждого километра дорожного полотна. Теперь дорожно-строительная компания несет полную ответственность за дороги, и все появляющиеся дефекты должна устранять за свой счет.

Существует ли технология укладки асфальта в дождь

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к официальной информации, которая написана в соответствующем СНиПе 3.06.03-85. В нем подробно описаны все требования, которые предъявляются к строительству и ремонту асфальтированных дорог. В разделе «Укладка асфальтобетонных смесей» есть пункт 10,16, в нем ясно написано, что укладку асфальта необходимо выполнять строго в сухую погоду.
Это можно объяснить и элементарными законами физики. Если между слоями дорожного полотна попадет влага, то при понижении температуры (ниже нуля градусов) вода замерзнет. Образовавшийся лед будет способствовать расширению асфальта, что в дальнейшем приведет к появлению трещин. Если температура будет постоянно меняться, то вода будет замерзать и таять, что будет приводить к еще большему и быстрому разрушению дороги.
Тогда почему дорожные компании продолжают класть асфальт в дождь? Федеральное дорожное агентство Российской Федерации «Росавтодор» дает свои рекомендации. В соответствии с ними дорожные работы могут проводиться в дождливую погоду, только если уровень суточной нормы осадков не превышает 5 миллиметров.
Также необходимо разобраться с основными типами асфальтобетона:
⦁ Горячий асфальт. Он имеет достаточно высокие прочностные характеристики и применяется в основном для капитального ремонта дорожного полотна или при строительстве совершенно новых дорог. Данный тип асфальта нельзя укладывать в дождь и при температуре окружающей среды ниже +5 °C;
⦁ Холодный асфальт. Этот тип асфальтобетона значительно уступает горячему типу, как по прочностным, так и по эксплуатационным показателям. Его используют для частичного ремонта дорог (ямочный ремонт). Дорожные работы в этом случае можно проводить при низком уровне осадков и температуре до – 20 °C;
⦁ Литой асфальт. Он обладает достаточно плотной структурой, которая не позволяет влаге проникать в нее. У нее высокие прочностные и эксплуатационные характеристики. Данный тип асфальта можно использовать для укладки в небольшой дождь.
Получается, что укладывать асфальт в дождливую погоду в принципе можно, но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Проводить дорожные работы можно только при слабом дожде или снегопаде. Класть асфальт при сильном ливне категорически запрещено. Если дорожные работы выполняются в дождь и при пониженной температуре, то их необходимо выполнять максимально быстро. Асфальтобетон очень быстро теряет свою температуру.

Почему у нас в стране кладут асфальт в дождь

У нас в стране очень странная бюджетная политика по поводу дорожных работ. Подряды на ремонт дорог разыгрываются между организациями где-то до середины июля. Потом полмесяца все оформляется и к работе организация приступает в конце августа. В эти дни как раз дождливая погода. Времени ждать уже нет, поэтому на погоду не обращают внимание.
Иногда случается так, что ближе к концу года (октябрь, ноябрь) в местном бюджете находятся средства, которые еще не освоили. В этом случае принимается решение быстренько их освоить дорожными работами. Дождь, снег, технология укладки асфальта, все это никого не волнует, главное освоить выделенные деньги.
С 2011 года законодательная ответственность дорожных организаций немного улучшилась, но все же нет контрактов длительного цикла. Организация, которая занимается конкретной дорогой в этом году, в следующем году может заниматься уже совсем другой дорогой. Поэтому многие организации халатно относятся к своей работе, и выполняют укладку асфальта в дождь.