Асфальтовое покрытие встречается повсеместно, и если технологии укладки полностью соблюдены, то ехать по такому покрытию одно удовольствие. Процесс асфальтирования считается сложным и требует ответственного подхода. Во время проведения работ активно используется специальная техника и профессиональное оборудование.

Виды асфальта

В зависимости от типа объекта выбирают тот вид материала, который подходит больше. Мелкозернистый асфальт, который отличается большой плотностью, применяют для того, чтобы оперативно уложить верхний слой автомобильной трассы и пешеходной дороги. Он отлично выдерживает средние и высокие нагрузки.
Пористый асфальт, с малым содержанием бутима, укладывают вниз многослойных автомобильных покрытий, а вот высокопористый с крупным щебнем в составе идеален для создания трасс, где наблюдается очень высокая проходимость. Характеристики такого асфальта сводят к нулю риск проседания и не позволяют вымываться грунту.
Кроме того, асфальт часто классифицируют по способу укладки:
⦁ холодный. Работы проводятся при низкой температуре смеси;
⦁ теплый. Для укладки понадобится температура, превышающая 40 градусов;
⦁ горячий. Укладка идет при температуре примерно в 120 градусов.
Стоит уточнить, что при холодном асфальтировании редко используется каток. Как правило, функции катка берет на себя виброплита. А если работы, в том числе ремонтные, проводятся зимой или осенью, то смесь некоторое время держат в отапливаемых помещениях, чтобы добиться нужной эластичности. Если такая возможность отсутствует, состав разрыхляют, а затем прогревают газовой горелкой. Помимо этого, нагревают и место укладки.
Горячее асфальтирование можно проводить в любое время года. Важно следить за тем, чтобы температура смеси не опускалась ниже 120 градусов, а участок, на который будет выкладываться смесь, должен быть предварительно высушен специальной техникой.
Асфальтовое полотно, выполненное горячим методом, естественно, при условии соблюдения всех пунктов технологии, будет отличаться гладкой поверхностью, высокой твердостью, также будет иметь хорошую сопротивляемость износу и, таким образом прослужит достаточно длительный срок.
Необходимо отметить, что сравнительно недавно появился инновационный вид асфальта — литой асфальтобетон. Его технические характеристики многократно превосходят все старые виды. Несмотря на то, что его укладка имеет большую стоимость, постепенно в стране происходит замена старых дорожных покрытий на новое, современное.

Этапы процесса укладки

Если речь идет о строительстве крупного объекта, скажем, шоссейной дороги, необходимо разработать проектно-сметную документацию, в которой на основе размеров участка и объемов работ будет выведена стоимость. При этом учитывается дренажная система, чтобы впоследствии не было проблем с удалением сточных вод.
Для асфальтирования небольшой территории, например, перед частным загородным домом, достаточно лишь просчитать предварительные расходы, чем может спокойно заняться сам владелец. Но как в первом случае, так и во втором стоит обратить пристальное внимание на рядом стоящие большие деревья, так как их корневая система, имея свойство разрастаться, может в дальнейшем навредить полотну.
Далее по плану идут земляные работы. Для формирования так называемого «дорожного корыта» верхний слой почвы аккуратно удаляют. И опять же, если размах работ грандиозный, то к делу подключается спецтехника: бульдозеры и погрузчики, а если участок небольшой, то вполне можно обойтись силой наемных рабочих и скромным набором инструментов.
На следующем этапе формируют «дорожный пирог»:
⦁ вначале отсыпают песок или песчано-гравийную смесь;
⦁ поверх песка насыпают щебень, имеющий крупную фракцию;
⦁ чтобы у «пирога» не было пустот, поверх укладывают гравий мелкой фракции.
И после того, как подготовительные работы подошли к концу, можно приступать к укладке ключевых компонентов асфальтобетонной смеси, в которую входит щебенка с битумом, находящемся в жидком состоянии, песок и минеральные порошки. Чтобы достичь равномерного распределения смеси, используются специальные асфальтобетоноукладчики.

Способы устранения дефектов асфальтового полотна

Случается, что нужно устранить недостатки полотна, возникшие вследствие сбоев в работе оборудования. Например, разрывы по краям, произошедшие из-за неправильной работы виброплиты, устраняются засыпанием горячей смеси прямо перед асфальтоукладчиком.
Существует еще несколько видов повреждений и, соответственно, причин их появления и способов их устранения:
⦁ неравномерность слоев. Плохая регулировка выглаживающей плиты. Для устранения проблемы мастер должен скорректировать работу спецтехники;
⦁ появление на поверхности битумных пятен. Излишек битума в смеси. Вопрос можно решить двумя способами: либо изменить состав смеси, либо скрыть пятна, посыпав их песком;
⦁ растрескивание асфальта. Чрезмерная пластичность смеси или чрезвычайно высокая ее температура. Необходимо подправить уплотняющий режим, в крайнем случае — заменить звенья дорожного катка;
⦁ волны на поверхности. Неровное основание или колебания в составе. Для устранения изъяна необходим проконтролировать работу укладывающих механизмов и проверить рабочий состав на качество;
⦁ недостаточно высокое качество швов соприкасающихся полос полотна. Нарушение нормативов укладки. В этом случае применяют газовые горелки для разогрева холодных спаек с тем, чтобы затем подкатить их при помощи катка.
Как видим, малейшие отклонения от технологии приводит к образованию дефектов, изъянов и повреждений. Поэтому необходимо четко следовать правилам, прописанным в инструкции и при составлении смесей, и при самом процессе укладки.

Техника для асфальтирования

Для ускорения процесса укладки применяют специализированную технику. В результате заказчики получают качественное дорожное покрытие в короткие сроки. И главный герой здесь, конечно, бульдозер. Именно с его помощью подготавливают грунтовое основание, наносят на основание песок и щебенку, подготавливают дорожное основание к асфальтированию.
Гусеничные бульдозеры отличаются большой производительностью и спокойно работают в местах, где сложно проехать другой спецтехнике. Чаще используются при проведении землеройных работ. Колесные бульдозеры обладают меньшей мощью, зато они более маневренные; они незаменимы при устройстве дорожных оснований.
Но полный цикл работ совершенно невозможно представить и без другой техники:
⦁ грейдер. Разравнивает и перемещает грунт, кроме того очищает территорию от снега и завалов мусора;
⦁ асфальтобетоноукладчик. Укладывает смесь. Может иметь гусеничный или колесный ход;
⦁ погрузчик. Поднимает, транспортирует и укладывает тяжелые грузы.
Кстати, погрузчики, снабженные ковшами, могут быть гусеничными, и тогда они отличаются мощностью, выносливостью и завидной производительностью, и колесными, предназначенными для выполнения несложных работ на небольших участках. Погрузчики комплектуются ковшами, а иногда и скреперными рабочими органами.