Любой материал имеет такой физический параметр, как водонасыщение. Асфальт не стал исключением, и он обладает определенным показателем водонасыщения. На уровень водонасыщения влияет пористость и плотность асфальта. Чем меньше плотность и больше пористость, тем больше асфальт будет впитывать влагу. В соответствующем СНиПе по дорожным работам указываются максимальные показатели водонасыщения для каждого типа асфальта. Если при производстве асфальта правильно соблюдалась технология изготовления, то уровень водонасыщения будет в пределах нормы.
В соответствии с ГОСТом 9128-2009 уровень водонасыщения асфальта должен определяться в лаборатории, при наличии необходимого оборудования. Предварительно берут несколько кусочков асфальта с разных участков дорожного покрытия. После этого образцы погружают в воду и при помощи специального оборудования замеряют уровень воды, который впитал материал. Дополнительно проводятся исследования образцов при заморозке. Низкие температуры приводят к расширению асфальта, в результате чего на поверхности могут появляться трещины и выбоины.

Как вода влияет на асфальт?

У дорожника есть два злейших врага:
⦁ Заказчик, который постоянно напрягает со сроками и требованиями;
⦁ Вода. Она является основной причиной появления различных дефектов (трещины, выбоины и т.д.) на поверхности дорожного полотна.
Чтобы асфальт служил долго и отвечал всем эксплуатационным показателям, нельзя допускать его повышенное водонасыщение. В летний период без проведения исследования очень сложно определить уровень водонасыщения асфальта, так как внешне это никак не проявляется. Заметить можно только последствия после длительного воздействия воды. На поверхности будут появляться трещины и достаточно глубокие поры.
Если показатель водонасыщения значительно увеличен, то при наступлении морозов дорожное полотно начнет деформироваться. Вода, которая находится внутри асфальта, при замерзании начнет расширяться. Соответственно расширяться и увеличиваться в объеме будет и само дорожное покрытие. Будет создаваться высокое давление внутри, что приведет к растрескиванию и постепенному разрушению дорожного полотна.
При длительном взаимодействии влаги с асфальтобетоном может начаться выкрашивание минеральных частиц. В результате чего на поверхности будут появляться выбоины. Параметр водостойкости влияет на уровень адгезии асфальта. Чем меньше влаги будет в асфальте, тем более плотным он будет, а также лучше будет связь между основным слоями.
При наличии на поверхности даже мельчайших трещин вода обязательно будет в них проникать. Вода в трещинах будет застаиваться, что будет вызывать расклинивающий эффект. Если влага регулярно будет проникать в трещины и застаиваться там, то это приведет к увеличению пористости асфальта.
Еще один важный показатель, который влияет на качество асфальтобетона – это морозостойкость. Чем больше пористость материала, чем меньше будет показатель морозостойкости. Для того чтобы увеличить срок службы, необходимо соблюдать технологию производства асфальта, а также технологию его укладки. Если технология не будет соблюдаться, то дорожное полотно разрушится уже после первого цикла заморозки-разморозки. Нередко на наших дорогах приходится наблюдать, как свежий асфальт разваливается кусками каждой весной.

Как можно избавиться от воды?

При строительстве дорог в первую очередь необходимо подумать о том, как избавиться от дождевых вод. Для этого составляют подробную топографическую карту местности, чтобы определить наиболее подходящие места для стока воды. Далее необходимо продумать и составить проект водоотвода. Имеется два варианта, как можно сделать водоотвод:
⦁ Специальные водоотводные лотки. В последнее время данный способ малоэффективен, поэтому его практически не применяют;
⦁ Водопропускные трубы, которые устанавливаются под дорожным полотном. Этот способ наиболее эффективен, а соответственно и предпочтителен.
Давайте рассмотрим, как делаются водопропускные трубы.
После того как место для стока вод определенно, необходимо приступать к монтажу водопропускной трубы. Сначала выкапывается котлован соответствующих размеров. Основание котлована должно быть засыпано гравием или щебнем мелкой фракции. Очень важно, чтобы материалы были с хорошими дренирующими свойствами. Дно котлована необходимо тщательно уплотнить, чтобы в дальнейшем снизить риски просадки всего дорожного полотна.
В качестве водопропускных труб можно использовать железобетонные или гофрированные трубы. Устанавливать железобетонные трубы это экономически затратный и трудоемкий процесс. Поэтому в большинстве случаев применяются гофрированные трубы. Данная разновидность труб производится из гофрированных пластин. Их основное преимущество в том, что их можно соединять в единую большую конструкцию где угодно. Они собираются отдельными секциями и без проблем доставляются на место строительства.
Монтаж гофрированных труб должен выполняться под небольшим уклоном. Центр трубы всегда должен быть выше входа/выхода. Это делается с учетом того, что по дорожному полотну будут проходить достаточно тяжелые транспортные средства. Под их весом дорожное полотно будет проседать и труба примет соответствующее горизонтальное положение.

Асфальт, который пропускает воду

В соответствии с ГОСТом обычное асфальтовое покрытие должно впитывать воду. За один час асфальт может впитывать до 300 миллиметров жидкости. Этой пропускной способности хватит, чтобы справиться с непродолжительным моросящим дождем или небольшим мокрым снегом. Если же будет затяжной ливень, то обычный асфальт с ним не справится, и на его поверхности будут появляться лужи.
В Европе решили попытаться решить эту проблему, и изобрели уникальный асфальт, который обладает высокой пропускной способностью. Его пропускная способность – 36 тысяч миллиметров воды в час, что позволяет справляться даже с сильными ливнями. В качестве основного материала для изготовления асфальта здесь используется не песок, а дробленый гранит. Эти частицы не прилегают плотно друг другу, что позволяет воде быстро впитываться.
Под асфальтом такого типа должна находиться мощная дренажная система, которая быстро бы справлялась с отводом воды в канализацию. Для того чтобы установить такое дорожное покрытие, необходимо полное изменение всей дорожной инфраструктуры, а это очень дорогостоящее занятие. Поэтому в нашей стране такого асфальта ближайшие годы ожидать не приходится.